НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ИНФОРМИРУЮТ!
Об использовании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями QR-кода в качестве платежного терминала
Министерство по налогам и сборам информирует, что в соответствии с частью второй подпункта 2.10 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16) юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги в объектах, и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1, при приеме платежей в свой адрес используют платежные терминалы в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг.
Справочно. Согласно приложению 3 к постановлению № 924/16 платежный терминал – программное или программно-техническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Определение платежного терминала, приведенное в приложении 3 к постановлению № 924/16, является универсальным и позволяет применять его при приеме платежей с использованием банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов.
Так, при осуществлении оплаты за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги покупатель сканирует QR-код посредством платежного инструмента в виде мобильного приложения, установленного на мобильном устройстве покупателя, происходит формирование платежного указания и инициирование платежа с использованием программно-технического средства (мобильного устройства покупателя и мобильного приложения, установленного на мобильном устройстве), являющегося в данном случае платежным терминалом.
Таким образом, выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности по использованию платежного терминала в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1-1 к постановлению № 924/16 не подразумевает обязательное приобретение и использование платежного терминала, поскольку выполнение данной обязанности предполагает возможность использования в том числе программного обеспечения, позволяющего принимать безналичные платежи.

Основные изменения налогового законодательства для индивидуальных предпринимателей с 2025 года
Законом от 13.12.2024 № 47-З «Об изменении законов» (далее - Закон № 47-З) внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК) на 2025 год.
Изменения для ИП - плательщиков единого налога
Нормы главы 33 НК, регулирующей порядок исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), приведены в соответствие с положениями Закона от 22 апреля 2024 г. №365-3 «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее-Закон №365-З).
Для определения объектов налогообложения единым налогом с ИП при оказания услуг (работ) следует пользоваться перечнем услуг (работ), предусмотренных общегосударственным классификатором ОКРБ 0052011 "Виды экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85, с учетом видов деятельности, разрешенных для осуществления ИП по перечню, установленному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. №457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности» (далее - постановление №457).
Важно отметить, что ИП, зарегистрированные до 01.10.2024, вправе продолжить осуществление видов деятельности, не включенных в перечень, установленный постановлением № 457, по 31.12.2025 (ч. 1 ст. 12 Закона № 365-З).
Перечень услуг (работ), оказание (выполнение) которых для потребителя признавалось у ИП объектом налогообложения в соответствии с статьей 337 НК-2025 с 01.01.2025 не приводится.
Сокращен перечень видов деятельности, по которым ИП вправе применять систему уплаты единого налога. С 01.01.2025 единый налог не применяется при оказании платежных услуг индивидуальными предпринимателями, являющимися поставщиками таких услуг.
Внесено дополнение, которым расширена льгота по единому налогу для плательщиков - родителей (усыновителей, удочерителей), воспитывающих детей-инвалидов. С 01.01.2025 для таких плательщиков, воспитывающих детей-инвалидов старше 18 лет I или II группы инвалидности, предусмотрено льготирование в виде снижения установленных ставок налога на 20%. Ранее подобная льгота была предусмотрена для плательщиков, воспитывающих детей-инвалидов только до 18 лет.
Увеличен размер ставок единого налога с ИП, установленный в приложении 24 к НК примерно на 5,3 - 5,5% (приложение 24 к НК- 2024, приложение 24 к НК-2025). Новые ставки единого налога применяются при исчислении суммы единого налога за февраль 2025 г. и последующие календарные месяцы 2025 г. (пункт 10 статьи 6 Закона № 47-З).
Исчисление единого налога ИП за январь 2025 г. производится по ставкам единого налога, действовавшим в 2024 г.
Изменения для ИП - плательщиков подоходного налога
Скорректирован перечень доходов и расходов, учитываемых при обложении подоходным налогом.
В состав налогооблагаемых доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, включаются:
-доходы, полученные от операций с цифровыми знаками (токенами), определяемые со статьей 202-1 НК;
-доходы от покупки иностранной валюты в сумме положительной разницы, образовавшиеся вследствие отклонения курса покупки от официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, установленного Национальным банком на дату покупки;
-возвращенные как излишне уплаченные суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН, которые ранее были учтены в составе расходов;
-возмещаемые на основании судебного постановления суммы судебных расходов, которые были учтены в составе расходов.
В состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы подоходного налога, с 2025 года включаются обязательные страховые взносы, уплачиваемые плательщиком в фонд социальной защиты населения Республики Беларусь с доходов самого плательщика.
Также с 2025 года расходы на оплату труда определяются исходя из суммы выплаченных (перечисленных) работникам доходов, и из сумм удержаний, произведенных из вознаграждения работников по их распоряжению, на основании судебного постановления или решения иных органов.
Скорректированы условия применения ставки в размере 30 процентов. С 1 января 2025 г. указанная ставка также будет применяться в отношении получаемых ИП доходов от реализации товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных), и не оплаченных до конца года, в котором доходы превысили 500 тыс. белорусских рублей, т.е. указанная ставка применяется в отношении доходов, поступающих ИП в 2025 году от осуществления предпринимательской деятельности в 2024 году при условии, что в 2024 году доходы превысили 500 тыс. белорусских рублей.
Также с 1 января 2025 г. предусмотрено, что ИП, зарегистрированные до 1 октября 2024 г. и осуществляющие виды деятельности, не включенные в перечень, установленный постановлением № 457, при определении налоговой базы подоходного налога за налоговый период 2025 года, включают в состав доходов, полученных от осуществления таких видов деятельности, стоимость ранее отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, оплата за которые не получена по состоянию на 31 декабря 2025 г. Исключение составляют ИП, права и обязанности которых перешли к созданной ими коммерческой организации в порядке согласно приложению к Закону № 365-З.
Увеличены размеры стандартных налоговых вычетов.
Увеличен размер налогооблагаемого дохода, уменьшенного на сумму расходов, предусмотренных статьей 205 НК-2024, за календарный квартал, для целей применения ИП, не имеющими места основной работы (службы, учебы), стандартного налогового вычета, установленного подп.
1.1 ст. 209 НК-2024. С 2025 г. он установлен в сумме 3496 руб., в 2024 г. данный предел составлял 3167 руб. (пункт 2 статьи 209 НК).
Также увеличены размеры стандартных налоговых вычетов с 2025г.: -вычет на самого ИП составляет 192 руб. в месяц (в 2024 г.-174 руб.); -на ребенка до 18 лет, каждого иждивенца-56 руб. (в 2024 г.-51 руб.);
- родителям (усыновителям, удочерителям), имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - 107 руб. в месяц на каждого ребенка (в 2024 г. - 97 руб.);
-вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю -107 руб. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца (в 2024 г. - 97 руб.).
ИП, имеющие право на применение социальных и имущественных налоговых вычетов, смогут воспользоваться таким правом в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, при предоставлении налоговой декларации (расчета) в связи с принятием решения о прекращении предпринимательской деятельности, а также в связи с созданием коммерческой организации в рамках приложения к Закону № 365-З.
Пресс- центр инспекции
МНС по Центральному району
г. Гомеля
ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ - ИЗМЕНЕНЫ КРИТЕРИИ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 13.12.2024 №47- З «Об изменении законов» с 01 января 2025 года изменились критерии размера валовой выручки: для применения упрощенной системы налогообложения организациями; для перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2025 г. и с 1 января 2026г.: |
Численность работников (человек) |
Лимит валовой выручки (в рублях) |
||
2024 год |
2025 год |
2024 год |
2025 год |
Для применения УСН |
|||
50 |
50 |
2 311 250 |
3 500 000 |
Для ведения книги учета доходов и расходов |
|||
15 |
15 |
900 000 |
900 000 |
Для перехода на УСН |
|||
50 |
50 |
1 733 440* |
2 625 000** |
* для перехода организаций на УСН с 2025 года ** для перехода организаций на УСН с 2026 года.». |
Независимо от увеличения критерия валовой выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения организации, являющиеся в 2024 г. плательщиками налога при упрощенной системы налогообложения, не вправе применять данную систему налогообложения в 2025 г., если их валовая выручка нарастающим итогом за 2024г. превысила 2 311 250 руб. Организации, планирующие перейти в 2026 года на применение упрощенной системы налогообложения, будут определять валовую выручку за 9 месяцев 2025 года исходя из показателей выручки от реализации и внереализационного дохода, уже определенными ими для целей исчисления налога на прибыль (единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции). |
НОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Законом Республики Беларусь от 13.12.2024 №47-З «Об изменении законов» с 01 января 2025 года установлены ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в отношении организаций:
созданных в результате реорганизации в форме слияния (разделения, выделения) других организаций, утративших право на применение упрощенной системы налогообложения в связи с превышением критерия валовой выручки;
имеющих обособленные подразделения, зарегистрированные в качестве плательщиков налогов иностранного государства;
осуществляющих операции (деятельность), связанные с отчуждением (приобретением) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, и (или) получающих денежные средства в белорусских рублях и иностранной валюте, если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации.
Уважаемый плательщик!
При участии представителей Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь состоится семинар по теме:
«Налоги – 2025: обзор изменений и новации в налоговом законодательстве»
Дата и адрес проведения:
23.01.2025 - г.Гомель, ул. Пушкина, 7
Организатором мероприятия выступает РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
С программой оказания информационно-консультационных услуг и условиями участия можно ознакомиться на сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» www.info-center.by, а также по тел.: 8 (017) 269-19-38, 8 (017) 269-19- 40, 8 (017) 269-19-79, +375 (25) 691-46-45.
Для участия в мероприятии требуется предварительная регистрация на сайте www.info-center.by в разделе «Направления деятельности» – «Проведение бизнес-мероприятий» – «Семинары».
Об использовании кассового оборудования коммерческой организацией, созданной индивидуальным предпринимателем в упрощенном порядке.
Налоговые органы информируют, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 365) для индивидуальных предпринимателей закрепляется право создать в упрощенном порядке коммерческую организацию с 1 октября 2024 года.
Положением о создании индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, установлено, что коммерческая организация, созданная индивидуальным предпринимателем, вправе в течение одиннадцати месяцев со дня ее государственной регистрации использовать кассовое оборудование, зарегистрированное в системе контроля кассового оборудования за создавшим ее индивидуальным предпринимателем, при условии обращения в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» за внесением изменений в систему контроля кассового оборудования в течение двух месяцев с даты государственной регистрации такой коммерческой организации.
В свою очередь, с 1 июля 2025 года использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, не допускается.
В целях проведения планомерной работы по обеспечению замены кассового оборудования у пользователей Министром по налогам и сборам Республики Беларусь С.Э.Наливайко и Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В.Б.Татарицким 6 февраля 2023 года утвержден План мероприятий по внедрению новых требований к кассовому оборудованию (далее – План).
В соответствии с Планом необходимо обеспечить замену кассовых суммирующих аппаратов у субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров, подлежащих маркировке - до 01.01.2025, у иных субъектов хозяйствования - до 01.04.2025. Замена программного обеспечения (программных касс) у пользователей программных касс должна быть осуществлена до 01.01.2025.
Такие сроки установлены Планом исходя из количества, используемого в Республике Беларусь кассового оборудования, проведения его планомерной замены в срок до 01.07.2025.
Учитывая количество используемого в Республике Беларусь кассового оборудования рекомендуем заблаговременно начать работу по обновлению используемого при осуществлении хозяйственной деятельности кассового оборудования.
Актуальная информация о ходе работ по доработке кассового оборудования, а также перечни моделей кассового оборудования, соответствующие новым требованиям, размещены на официальном сайте МНС по адресу: https://nalog.gov.by/tax_control/payment_control/.
На заметку индивидуальным предпринимателям и физическим лицам
Налоговые органы информируют о нововведениях для индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан с 1 октября 2024 года.
Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 28.06.2024 № 457 утвердил перечни видов деятельности, разрешенные для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельной профессиональной деятельности, которые действуют с 1 октября 2024 года.
Виды деятельности, которые не вошли в Перечень видов деятельности, разрешенных для индивидуальных предпринимателей, ИП могут осуществлять по 31 декабря 2025 года. При этом у индивидуальных предпринимателей есть возможность создать коммерческую организацию, учреждаемую одним лицом, в упрощенном порядке. Такая организация сможет продолжать осуществлять вид деятельности, не входящий в данный перечень.
Физические лица с 1 октября 2024 года не вправе осуществлять виды деятельности, не включенные в Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности.
Например, в данный Перечень не вошла деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками, музыкальное - развлекательное сопровождение свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий, а также предоставление услуг тамадой.
Подробная информация об изменениях размещена на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь во вкладке «Актуальное»: «Новшества в налогообложении предпринимательской деятельности с 1 октября 2024 года».
Пресс- центр инспекции
МНС по Центральному району
г. Гомеля
На заметку Деду Морозу!
Налоговые органы информируют, что с 1 октября 2024 года осуществление физическими лицами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также в качестве самостоятельной профессиональной деятельности осуществляется по перечням видов деятельности, определенным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 года No 457 «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности». Виды деятельности, связанные с проведением культурно- зрелищных мероприятий, а именно: деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально, предоставление услуг тамадой;
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность, связанная с поздравлением с Днем рождения, Новым годом и другими праздниками данные перечни не содержат. Соответственно, осуществлять такие виды деятельности, в частности деятельность, связанную с поздравлением с Новым годом, в том числе поздравления Деда Мороза, Снегурочки с 1 октября 2024 года физические лица не вправе. Что касается индивидуальных предпринимателей, то следует отметить, что физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей до 1 октября 2024 года, вправе продолжить осуществление таких видов деятельности, не включенных в Перечень, по 31 декабря 2025 года. Также данные виды деятельности можно осуществлять в статусе коммерческой организации. Осуществление деятельности, в сфере исполнительских искусств, а также способствующей проведению культурно-зрелищных мероприятий, осуществляется плательщиками с учетом особенностей, установленных законодательством в сфере культуры.
Вниманию пользователей кассового оборудования!!!
В настоящее время в Республике Беларусь проводится работа по замене кассового оборудования.
Работа в Республике Беларусь по замене кассового оборудования, соответствующего новым требованиям проводится с декабря 2022 г. в целях исполнения Союзной программы по интеграции информационных систем маркировки, утвержденной Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 04.11.2021 No 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 - 2023 годы», и выполнения взятых на себя Республикой Беларусь обязательств в рамках интеграционных процессов.
Работы по замене (обновлению) парка кассового оборудования в Республике Беларусь, соответствующего новым требованиям, должны быть завершены:
до 1 января 2025 года - у субъектов хозяйствования, осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации;
до 1 апреля 2025 года - у субъектов хозяйствования, не осуществляющих продажу товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
По состоянию на 22.11.2024 в Республике Беларусь:
допущены к использованию 13 моделей кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин, которые могут использоваться в сфере услуг, транспорта и торговли, 4 из которых предназначены для
реализации маркированных товаров; допущены к использованию 16 моделей программных касс, 15 из которых можно использовать при реализации маркированных товаров.
Справочно. Информация о доработанных до новых требований моделях кассовых суммирующих аппаратов и программных касс размещается на сайте МНС в разделе Налоговый контроль/Контроль за приемом средств платежа и использованием кассового и иного оборудования/Перечень кассового оборудования, которое соответствует новым требованиям (https://nalog.gov.by/tax control/payment control/list of models/). В информации указываются контактные данные операторов программных кассовых систем и производителей кассовых суммирующих аппаратов.
Чтобы избежать напряженности и негативных последствий для пользователей кассового оборудования, рекомендуем пользователям кассовых суммирующих аппаратов, в первую очередь моделей, которые не будут дорабатываться, незамедлительно обращаться к операторам программных кассовых систем и переходить на использование программных касс. Это позволит в плановом режиме заменить ваше кассовое оборудование, избежать очередей, а также привлечения к административной ответственности.
Также предлагаем всем пользователям кассового оборудования обратиться к операторам программных кассовых систем, производителям кассовых аппаратов, для заключения договоров на поставку кассового оборудования и установления мер ответственности за их несоблюдение, подачи заявок на замену (обновление) программных касс и кассовых аппаратов. Это необходимо для планирования работы операторов программных кассовых систем, производителей (заявителей) кассовых аппаратов, центров технического обслуживания, РУП «Информационно - издательский центр по налогам и сборам», а также для планирования работы ваших объектов торговли и оказания услуг.
Если сегодня вами не будут предприняты необходимые меры по замене или обновлению вашего кассового оборудования, завтра вы столкнетесь с рядом проблем, включая очереди и длительные ожидания центров технического обслуживания, операторов программных касс, которые не позволят вам к запланированным срокам, а именно к 1 января 2025 года и к 1 апреля 2025 года обновить кассовое оборудование.
С 1 июля 2025 года за использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, к субъектам хозяйствования будет применяться административная ответственность за нарушение порядка использования кассового оборудования (статья 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Обращаем внимание, что вопрос о переносе сроков перехода на
новое кассовое оборудование не рассматривается!
Пресс- центр инспекции
МНС по Центральному району
г. Гомеля
ссылка на видеоролик по уплате имущественных налогов
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Центральному району г. Гомеля, доводит до сведения работников организации информацию о том, что 15 ноября 2024 года крайний срок уплаты земельного налога, транспортного налога, налога на недвижимость единым имущественным платежом, арендной платы за землю за 2023 год.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Центральному району г.Гомеля информирует:
индивидуальные предприниматели, у которых доходы в 2024 году превысят 500 тысяч рублей,
начиная с 2025 года вправе продолжить предпринимательскую деятельность, только в статусе «коммерческой организации»








Комментарий
к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2024 г. № 704/22 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 сентября 2024 года № 704/22 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее - постановление № 704/22) принято в целях совершенствования действующего порядка использования кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, а также реализации норм Закона Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности.
Постановлением № 704/22 предусматривается следующее.
1. Урегулирование отдельных вопросов по использованию с 1 июля 2025 г. торговых автоматов для продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Поскольку в настоящее время производителями кассовых аппаратов и операторами программных кассовых систем проводится работа по доработке кассового оборудования на соответствие новым требованиям, постановлением № 704/22 внесены изменения в части вторую и третью подпункта 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее - постановление № 924/16), предусматривающие перенос обязанности по использованию торговых автоматов c установленным (встроенным) кассовым оборудованием на 1 июля 2026 г.
Данные изменения позволят операторам программных кассовых систем и производителям кассового оборудования сконцентрировать усилия на доработке кассового оборудования на соответствие требованиям постановления № 29/99 и подачу заявок для проведения испытаний доработанных и новых моделей (модификаций) кассового оборудования, для включения в Государственный реестр.
2. Совершенствование порядка приема средств платежа при городских автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении.
В целях увеличения доли безналичных расчетов, удовлетворения потребностей потребителей в использовании безналичных способов
оплаты постановлением № 704/22 с 1 ноября
2025 г. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении автобусами категории М2 (перевозки в маршрутных такси), вводится обязанность использовать платежные терминалы.
Справочно. Платежный терминал - программное или программнотехническое средство, используемое на основании договора на оказание платежных услуг в соответствии с законодательством в области платежных систем и платежных услуг и предназначенное для регистрации операций при использовании банковских платежных карточек и (или) любого (любых) из иных платежных инструментов с последующим формированием платежного документа.
Введение данной нормы не исключает возможность осуществлять расчеты за оказанные услуги по перевозке пассажиров наличными денежными средствами и предоставляет право потребителю производить оплату в безналичной форме с использованием или банковских платежных карточек или иного платежного инструмента (например, QR-кодов).
Введение такой обязанности с 1 ноября 2025 г. предоставит субъектам хозяйствования возможность заблаговременной подготовки к новым требованиям, а также позволит минимизировать риски неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательства, после вступления в силу соответствующих требований.
3. Изменение порядка деятельности индивидуальных предпринимателей.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457, вступившего в силу с 1 октября 2024 г., определен перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (приложение 1 к постановлению №457). В указанном перечне
отсутствуют виды деятельности, связанные с производством или оптовой торговлей кассовыми аппаратами (коды 28230 и 46660 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности»).
В этой связи постановлением № 704/22 с 1 октября 2024 г. из определения термина «заявитель», приведенного в приложении 3 к постановлению № 924/16, исключается указание на индивидуального предпринимателя, поскольку такая категория субъекта хозяйствования с указанной даты не может осуществлять деятельность по производству (разработке) или поставке на территорию Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин.
4. Упрощение требований в части осуществления
дифференцированного учета данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию.
С 1 июля 2025 г. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, подлежащих маркировке, вводится обязанность обеспечивать дифференцированный учет данных о всех реализуемых товарах, как подлежащих, так и не подлежащих маркировке, вне зависимости от размера торговой площади торгового объекта.
Учитывая, что выполнение такой обязанности повлечет дополнительные затраты для субъектов малого и среднего бизнеса, в небольших торговых объектах (до 200 квадратных метров), на рынках или вне торговых объектов, постановлением № 704/22 внесены изменения в абзац третий части первой пункта 101 Положения, предусматривающих, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров, подлежащих маркировке, обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный в пункте 10 Положения, только в отношении товаров, подлежащих маркировке.
Кроме того, постановлением № 704/22 вносятся изменения в часть пятую пункта 1 Положения, предусматривающие, что требования, в части продажи маркированных товаров, предъявляемые Положением, применяются при продаже товаров, подлежащих маркировке на территории Республики Беларусь.
Указанные изменения вступают в силу с 1 июля 2025 г. и позволят оптимизировать деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, а также уменьшить их расходы, связанные с выполнением требований, предусмотренных постановлением № 924/16.
Пресс- центр инспекции
МНС по Центральному району
г. Гомеля